Зилантова Гора

Легендарная Зилантова гора и основание обители в 1552г

Зилантова гора – вне сомнений, одно из самых легендарных и овеянных сказаниями мест в Татарстане. Может быть, даже самое легендарное. Некоторые предания утверждают, что первоначально древнейшая Казань (Иске – Казан?) будто бы возникла именно здесь, а не на Кремлевском холме. Но данные археологии это пока не подтверждают. Скорее всего, гора была одним из наиболее живописных уголков в окрестностях древнейшей Казани. А сейчас это просто уникальный островок природы, истории и самое главное – православной духовности на территории гигантского промышленного Кировского района.

Представим, что когда-то ее окружали бескрайние заливные луга, болотца и озера – целый водный лабиринт. Она была островком густой древесной зелени над огромной травяной низиной. Река Казанка, имеющая сейчас совсем другое, искусственное русло, тогда текла от Кремлевского холма почти прямо к горе и делала вокруг нее самый крутой и резкий изгиб, из всех, какие только были в ее низовьях. Крутую овальную гору она огибала с востока и севера, а дальше текла уже к Волге. Кроме того, в ее пойме, под самыми склонами, приютилось еще несколько маленьких, но очень красивых озер, которые облюбовали лебеди. Берега заросли высоким камышом и вербой. Над ними стояли огромные вязы и ивы. Тишина и благодать.

Но … свято место пусто не бывает. Так уж получается, что предыстория большинства христианских святых мест всех времен и народов – темная, зловещая, языческая. В дохристианском своем состоянии люди не могли просто любоваться природой, они были лишены даже такой естественной возможности. Они начинали с испугом и подобострастием поклоняться тем зловещим существам, которые «населяли» эту природу – которых христианские подвижники позже безошибочно по всем признакам разоблачали как лукавых духов и изгоняли молитвой и крестом. Зилантова гора (Джилан Тау) - означает «змеиная». А змея – существо особое почти для всех без исключения народов дохристианской эпохи. Тем более, если эта змея … крылатая и – неуничтожимая обычным способом.

Именно такая змея взяла да и завелась, согласно легендам, на горе, позже прозванной ее именем. «Завелась» очень симптоматичным способом, о котором почему-то мало кто из исследователей истории и фольклора задумывался. Просто обычно приводили эту легенду без серьезных комментариев. Дело в том, что основатели древней Казани, или, точнее, поселения на месте современной Казани (булгары – притом, видимо, с преобладающим языческим, даже еще не вполне исламским мировоззрением: настолько давно это было!) решили вывести водившихся на горе обычных змей. Но «вывести» непременно шаманско-колдовским способом, ведь другого они не знали. По одной легенде, колдун, по другой – «девица» (или даже «сноха хана Али-Бея, известная своими чарованиями») произвели обряд сожжения змей, согнанных – также, конечно, специальными обрядами, - в одно место.

Обычных-то змей сожгли, но вот после этого начало твориться что-то совсем неладное. Возникла «аномалия», как назвали бы современные неоязычники–оккультисты, любящие во всем наукообразную терминологию. Собравшиеся у шаманского костра вдруг с криками бросились бежать от внезапно напавшего на них суеверного ужаса: всем разом померещилось, что их преследует по воздуху возникший из огня 2-главый или даже 12-главый змей. При жутких обстоятельствах, в диком страхе и мучениях, погиб один прославленный «богатырь»  по имени Чурил: он бежал не останавливаясь много километров, пока не был растерзан на 6 частей вдоволь насладившимся погоней воздушным духом в образе змия у оврага Алты-Кутар («Шесть частей») или, по-русски, Кутарка, возле села Чурилино. 

Какие же вещи можно явственно понять из этой легенды с православной, святоотеческой точки зрения? Во-первых, летающий змей – один из самых «любимых» воздушными нечистыми духами образов, которые они принимают для устрашения или просто обмана людей: со времен Адама и Евы – и до времен святого Георгия Великомученика, до века преподобного Иоанна Многострадального, долго и страшно искушаемого в Киевских пещерах, но вышедшего победителем (кстати, частичка его мощей с нынешнего, 2002 года, пребывает в Зилантовом монастыре!). Можно вспомнить, что в совсем уже близкое к нам время преподобную Елену Дивеевскую именно ужасное, неописуемое человеческими словами видение змея подтолкнуло к окончательному решению уйти в монашество – в духовные дочери св. Серафима Саровского, чтобы победить в самой себе змея страстей (удивителен промысел Божий, «совпадение», что частичка и ее мощей недавно прислана из Дивеево в Зилантову обитель). Так что знаменитый «Джилан-Зилант» - это никакое ни влияние китайских или вообще восточных традиций почитания драконов как покровителей и защитников, а самый обыкновенный «местный» бес.

Второй вывод – очень знаменательно появление «змия» именно после совершения языческого обряда, даже как прямое следствие его. Так бывало везде и во все времена. Об этом стоило бы помнить и современным любителям «очистить» свою квартиру, вывести из нее «дурную энергию» - но не путем церковного освящения, а путем обращения к экстрасенсам, колдунам и прочим.

В результате такого «выведения» нечистая сила как раз, ровно наоборот, «заводится» - и дальше ее по - настоящему вывести очень трудно. Согласно легенде, город после этого даже пришлось перенести на другое место, за 2 километра.
Впрочем бесу, принявшему облик Зиланта, было, видимо, выгодно тогда же инсценировать свою смерть. По одной легенде, опаленный костром змей все-таки упал и издох в 12 верстах от города, по другой – его будто бы успел перед своей гибелью «смертельно ранить» тот самый несчастный богатырь. В результате, напуганные люди, поверившие этой «смерти», уйти -то ушли, но не так далеко. И это не помешало «умершему» змею, еще много лет, согласно другой легенде, тревожить перенесенный город своими внезапными, сеявшими панику налетами. В результате, в конце концов случилось то, что было нужнее всего духу: жители поняли бесполезность борьбы и стали регулярно «задабривать» его жертвами, в результате чего он из врага сделался «покровителем и хранителем» города.

По другим источникам, письменным и устным («Казанский летописец», например), можно косвенно судить, что вот таких «дракончиков» в Среднем Поволжье водилось до 1552 года немало. Все они, к испугу и растерянности жителей, не понимавших, что же произошло, «вывелись и ушли» перед самым походом царя Иоанна Грозного. А тот змей, что облюбовал хорошо известное место под Елабугой с символичным названием «Чертово городище»  ( там до сих пор стоит мрачная древняя башня), улетая, даже публично предсказал толпе этот приход православного воинства.
Как тут не вспомнить дивно символичный герб Москвы, ныне вставленный в середину официально утвержденного Российского Государственного Герба: Св. Георгий Победоносец пронзает  змея, точь в точь, один к одному повторяющего изображение Зиланта!.

Да, о многих исторических событиях мы судим лишь внешне, не понимая или только потом понимая их внутреннюю, духовную суть. В 1529 г. на этой же горе принял смерть св. мученик Иоанн Казанский. Согласно житию, он здесь же, невдалеке и был похоронен. Стоит сказать, что наверняка, по промыслу Божьему, место мученичества  было неслучайным. Гора, ставшая «нечистой» после совершения многих жертв языческих, подлинно очистилась и стала святой после жертвы за Христа первомученника Казанского – нижегородца, попавшего в плен и отказавшегося перейти в ислам. По всей Казанской епархии и особенно в Успенской Зилантовой обители торжественно чтится его святая память (6 февраля нового стиля). Отныне, с его кончины, близится новая эпоха истории и нашего города, и легендарной горы. Как видим, история города и горы неразделима…


Из книги историка Андрея Рощектаева: “История Свято – Успенского монастыря”

 

 

 

 

Популярные новости

Торжества по случаю 445-летия явления иконы Пресвятой Богородицы
Новости монастыря

Торжества по случаю 445-летия явления иконы Пресвятой Богородицы

Соборные архиерейские богослужения будут совершаться в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери

Все новости