Святой мученик Иоанн Казанский

Св. мученик Иоанн Казанский (+1529)

Историю Зилантовой горы как святого для всех православных места, следует начинать даже не с основания монастыря, а со времени, когда раз и навсегда она стала своеобразной казанской Голгофой - со времени первомученика Казанского Иоанна. Как Успенский Болгарский монастырь был основан на месте мученичества Св. Авраамия Болгарского, "на крови", так и Успенский Зилантов - на месте мученичества и погребения того, кто по воле Божией принял смерть за Христа ровно через 300 лет после Св.Авраамия (1229 и 1529 гг.). Две столицы: город Великий Булгар, в зените своего могущества и град Казань как "новый Великий Булгар". И скорый закат земного величия того и другого через считанные годы после мученичества этих святых. Конец Волжской Булгарии как независимого государства в 1236г., конец Казанского ханства в 1552-м. Оба мученичества как бы знаменовали собой преддверие новых эпох и приговор тем государствам, которые их убили.

Итак, цикл жизнеописаний подвижников, так или иначе связанных с Зилантовой обителью, по праву следует начать с жития мученика Иоанна. Тогда многое сразу становится более понятным и во всей последующей истории. Но хотелось бы начать эту историю не так, как начинают ее обычно, а как бы окольно - тогда более заметной становится роль Иоанна Казанского.

Есть такой великий святой Греческой и Русской Православных Церквей - Иоанн Русский (Иоаннис Руссос, как с благоговением называют его все греки от мала до велика), единственный, пожалуй, подвижник, получивший в прозвание имя целого народа: "Русский" с большой буквы. Простой солдат армии Петра Великого, попавший в турецкий плен, проведший там 13 лет и несмотря на долгие истязания, отказавшийся перейти в ислам. Он принял мученическую смерть за Христа в 1730г. - опять-таки, по удивительному совпадению, почти ровно через 200 лет после одноименного ему Св. Иоанна Казанского. Его память и его чудотворные мощи, находящиеся на о. Эвбея, чтит вся Эллада, о нем изданы десятки и сотни книг, к нему стекаются тысячи и тысячи паломников, а на Эвбее, переделав известную поговорку, говорят: "Все дороги ведут к Св. Иоанну Русскому". Увы, нельзя сказать, что хотя бы мы - жители Казани, - так же благоговейно почитаем нашего Св. Иоанна Русского, судьба которого почти в точности совпадает с судьбой того, кто принял мученичество 200 лет спустя в Османской империи.

Многие из нас не знают вообще ничего об этом святом покровителе Казани - только слышали в церквах на службе упоминание его имени вместе с именами Стефана и Петра. Так же как мало кто слышал о повторении его подвига в наши дни - о св. новомученике воине Евгении, принявшем муки и смерть за Христа в чеченском плену в мае 1996г. в день Вознесения Господня. Так традиция святости не прерывается веками. От глубокой древности перекидывается мостик в наши дни.

Впервые житие мученика Иоанна вкратце изложил в 1592г. Святитель Гермоген, сам будущий Патриарх-мученик, а на тот момент - Митрополит Казанский. Он ходатайствовал тогда перед Святителем Иовом о канонизации Иоанна, Стефана и Петра Казанских Чудотворцев. Из пересказа Св. Гермогена, кропотливо собравшего многие устные свидетельства "от достоверных человек", мы узнаем, что Иван Новый (а именно так изначально именует его Святитель) - юный нижегородец, попавший в плен во время одного из набегов казанцев на Нижней и доставшийся при разделе добычи "цареву дядке" Али-Шунуру. Явно, речь идет о знатном ханском родственнике, хотя в разных русских списках его называют то Алей-Шнур, то Алей-Шкур, то Алей-Шпур.

Св.Гермоген нигде не называет дату набега и пленения, однако четко указывает, что это случилось при царе Иване Васильевиче. Потому обычно в последующих житиях не называется само время пребывания мученика Иоанна в плену, а это очень важно. Но мы знаем, что Иван III (а Иван IV Грозный на момент смерти мученика еще и не родился) скончался в 1505г., и в том же году было известное разорение Нижнего Новгорода от казанцев: Таким образом "благочестивый юноша Иоанн", как называют его, попал в руки врагов в 1505г. и провел в казанском плену ...24 года. Это еще в два раза дольше, чем Св.Иоанн Русский в плену турецком. "Много укоризн и досады от безбожных терпяше", как пишет об этом дословно Св. Гермоген. А поскольку в описаниях внешности мученика (по православной традиции для иконографии внешность святых описывается как правило на момент их земной кончины) говорится: "млад, рус, брада невелика...", то можно только предполагать, насколько же юн был Св.Иоанн в момент пленения. Поражает стойкость юного пленника и его твердость в вере на протяжении стольких лет.

Али-Шунур, видя его трудолюбие и способности, сделал его своим личным слугой. Так продолжалось, видимо, не один год. Но враг не дремлет, и "передышки", которые он дает мученикам, всегда временны. "По сих же (т.е. после сего времени) враг воздвиже на Али-Шунура склонить его в свою веру", - пишет Св. Гермоген, прекрасно понимая со своим духовным опытом, как внезапно порой искуситель вкладывает тот или иной "навязчивый" помысел: заставляет относительно спокойного прежде человека действовать в дальнейшем как жестокого фанатика и даже мучителя. Так в первые века христианства многие язычники-родители великих святых, страстно любившие своих детей, тем не менее в какой-то момент становились их истязателями и палачами, поистине одержимыми в своем фанатизме и мучительстве. Так что же говорить о господине, прежде лояльном к своему слуге, если даже родители меняли отношение к родным детям под влиянием бесовской одержимости. Так в какой-то момент для Св. Иоанна настал период исповедничества и мученичества.

"Многие муки от неверных приял еси", - поется в тропаре Св. Иоанну Казанскому. Но ничто не заставило исповедника отречься от своей веры. Тогда в холодное зимнее утро 24 января 1529г. Иоанна по приказу его господина связали ремнем "и ведоша святаго на некую гору, иже нарицается Русское кладбище". Как мы знаем, это и есть Зилантова гора. Почему святого повели туда, так далеко от города - за три километра ? Это был последний акт и психологической, и физической пытки - как крестный путь Христа на Голгофу. Ведь всякий мученик, в мере, отпущенной Богом человеку по его силам, повторяет путь Сына Человеческого, сораспинается Ему. Мучители не хотели просто убить Св. Иоанна - им надо было сломить его волю, они еще надеялись в последний момент заставить его отречься от Христа и принять новую веру. 3-километровый путь уже до этого измученного, связанного, полураздетого человека по зимней дороге в загородную глушь должен быть сломить последние силы пленника. И куда же путь? На кладбище, а куда же еще! Человек должен был уже в дороге понять, что если он не отречется, с ним не будут церемониться - это последний путь в его жизни, похороны живого. Его ведут туда, где никого нет, кроме мертвых, и где никто не услышит его предсмертные крики. И некому утешить. А может, лукавый дух вложил им мысль, которую они сами не осознали: убить мученика на бывшем капище, на месте, где прежде, давным-давно, приносились жертвы древнему извечному змию. Так сказать, "обновить капище". Но вместо этого, по воле Божией, место бывшего капища превратилось поистине в новую Голгофу.

Св. Иоанн и на Змеиной горе продолжал твердо исповедовать свою веру перед лицом смерти. Тогда мучители, потеряв терпение, стали в ярости рубить и колоть его мечами, стараясь нанести ему побольше ран. Один проткнул ему живот, но не смертельно. Другой рубанул по шее, но не будучи профессиональным палачом, не смог полностью отрубить голову, а лишь причинил святому страшную рану, от которой тот упал без сознания на снег и его сочли мертвым. Мучители бросили его и ушли, не удостоив "неверного" погребения. Страсть к обезглавливанию и ненависть даже к самому телу убитого мученика, видимо, испокон века в крови у фанатиков. История повторяется. Новомученика Евгения в 1996г. также предпочли не расстрелять, а именно обезглавить, и тело его 2 недели лежало непогребенным.

Но Бог еще при жизни прославил Св. Иоанна особым чудом. Почти обезглавленный, чуть-чуть не обезглавленный, он еще сутки был жив. Он не истек кровью и не замерз, а пролежал на снегу "с первого до последнего часа дня", т.е. с рассвета до следующей ночи, после чего очнулся, встал и вышел-таки "к своим": в Казани в то время гостили купцы и бояре Московского князя. Смертельно раненный человек прошел обратно весь тот самый путь, каким его гнали предыдущей ночью на мученичество. Житие рассказывает, что ремни и веревки вдруг сами спали с рук святого; он перекрестился, а дальше уже шел, поддерживая голову руками - и сам, в свою очередь, поддерживаемый Божией силой.

Так Господу было угодно, чтобы подвиг Его мученика не остался в безвестности. Появление среди ночи живого мученика поразило русских гостей Казани и оставило глубочайший след в их душе, позволив воочию увидеть одно из тех чудес, что бывали и с древними святыми, но казались легендой. Перед смертью Иоанн успел поведать соотечественникам все, что с ним произошло. Господь сподобил его умереть лишь на следующее утро после причастия Св. Христовых Тайн. Последующие жития мученика, уже после Св. Гермогена, рассказывают о чудесном благоухании, которое разлилось в момент его кончины.

Теми же русскими гостями Св. Иоанн и был похоронен - так же, как в свое время Св. Авраамий Болгарский. Но мощи Св. Авраамия позже были перенесены во Владимир и там находятся до сих пор, а вот мощи Св. Иоанна, хотя и не открытые, и поныне пребывают в казанской земле. "И положено бысть честное его и многострадальное тело на старом Русском кладбище". И это опять-таки - все та же Зилантова гора. Монастырь воздвигли над мощами. Но точное их местонахождение на горе неизвестно. В некоторых старых путеводителях говорится, что мощи его вместе с телами погибших под Казанью воинов 1552г. пребывают в склепе под Храмом-памятником. Так писал, например, Н.Баженов в 1846г. Вероятно, тогда даже многие историки путали "старое" и "новое" Русские кладбища: Гору и Памятник. И все же, если эта версия верна, то тогда вопрос о возвращении Памятника как великой святыни для всех православных верующих встает с особой остротой.

Так или иначе, мы молимся Св. мученику Иоанну, которого поистине можно сравнить с зерном, сокрыты где-то в земле, согласно с Евангельскими словами Христа. Память его празднуется Церковью 24 января (6 февраля), в один день с памятью Св. блаженной Ксении Петербуржской.

"Святый мучениче Христов Иоанне, моли Бога о нас, грешных!"

  

По описанию из книги “История Свято-Успенского монастыря”

писателя и историка Андрея Рощектаева

Популярные новости

Торжества по случаю 445-летия явления иконы Пресвятой Богородицы
Новости монастыря

Торжества по случаю 445-летия явления иконы Пресвятой Богородицы

Соборные архиерейские богослужения будут совершаться в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери

Все новости